Описание
Когда мы принимаем какое-либо решение или формируем гипотезу, мы активно ищем факты, подтверждающие наше решение или гипотезу. И, конечно же, мы избегаем фактов, которые будут дескридитировать наше принятое решение.
Мы пользуемся этим подходом, когда опираемся на собственную память и способность находить факты в окружающей мире.
Этот способ можно так же назвать как Стратегия Положительного Испытания.(Positive Test Strategy)
Исследование
Снайдер и Регент (1979) дали участникам исследования, описание человека по имени Джейн. Описание состояло из смешанных и разных черт характера, таких как крайне интровертные черты и абсолютно экстраветные. Несколько дней спустя, первую половина исследуемых попросились оценить ее черты для экстраветного задания (агент по операциям с недвижимостью), а остальных, вторую группу попросили оценивать ее для задания библиотекаря (интроветное задание). Каждая группа была лучше в запоминании атрибутов, которые соответствовали заданию, которое они оценивали. Это подразумевает, что испытуемые использовали стратегию положительного испытания, пытаясь помнить только нужные факты о Джейн.
Пример
Купив однажды какой-либо предмет одежды, мы будем стараться искать ту же самую одежду в более дорогих местах, чтобы подтвердить высокий статус покупки.
Это вызывает эффект пост-принятого решения (post-decisional) т.е. диссонанс между принятым решением и мыслью, что возможно решение было принято неверным.
Как этим воспользоваться?
Убедив человека в чем-то, помогите ему чувствовать себя хорошо, позвольте ему самому найти примеры, которые бы подтверждали его хороший выбор.
Защита
После того, как решение принято, рассмотрите все доказательства в пользу принятого уже решения, которые Вы можете обнаружить, даже если это будет дискомфортный или неверный аргумент, который Вы использовали. По крайней мере в следующий раз Вы будете принимать решение более взвешенно. И, конечно же, остерегайтесь тех людей, которые подстегивают Вас к определённому решению, подтверждая Ваши мысли не разборчивыми доказательствами.
Ссылки
Фищофф и Beyth-Marom (1983), Klayman и Ha (1987), Снайдер и Регент (1979)
Читайте дополнительно к данной статье:
Теории о принятии решений
Склонность к предвзятому выбору
Насколько глубоко Вы слушаете собеседника?
Интроверсия - экстраверсия
Стратегия
Комментариев нет:
Отправить комментарий